Инклюзивное образование

 

Общая информация

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и (или) инвалидностью — это целостная система, цель которой создание оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации воспитанников. Приоритетными задачами психолого-педагогического сопровождения развития детей с ОВЗ и детей-инвалидов в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) являются:

  • обеспечение доступного, качественного и эффективного развития с учетом возможностей детей.
  • создание для ребёнка эмоционально благоприятного микроклимата в группе, при общении с детьми педагогическим персоналом.
  • учет индивидуальных особенностей развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления.
  • оказание помощи детям, нуждающимся в особых обучающих программах, специальных формах организации их деятельности.
  • повышение психологической компетентности воспитателей, родителей по вопросам воспитания и развития ребёнка.
  • осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ и детям-инвалидам с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
  • создание условий для освоения детьми с ОВЗ образовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении.

Под психолого-педагогическим сопровождением ребёнка с ОВЗ или инвалидностью можно понимать комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребёнку и его родителям в решении задач, связанных с развитием, обучением, воспитанием, социализацией со стороны специалистов различного профиля, действующих согласованно.

Сопровождение осуществляется следующими специалистами: воспитатели, педагог-психолог, инструктор физической культуры, музыкальный руководитель, медицинский работник.

Для каждого ребёнка с ОВЗ и инвалидностью составляется и реализуется Индивидуальная программа психолого-педагогической реабилитации и абилитации, которая включает в себя индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия, индивидуальные и групповые консультации родителей.

 Численность детей с ОВЗ и инвалидностью  в МБДОУ ДС «Росинка» г.Волгодонска по состоянию на третий квартал 2020 года

Общее количество детей в МБДОУ Дети-инвалиды Дети с ОВЗ
261 Абсолютное количество % Абсолютное количество %
1 0,4 0 0

Сопровождение детей с ОВЗ и инвалидностью в Дошкольном образовательном учреждении осуществляется строго в соответствии с нормативно-правовыми документами.

Ссылки на разделы сайта Минобразования Ростовской области с нормативно-методической документацией:

Рекомендации родителям

Зачастую родители первыми замечают, что ребёнок ведёт себя необычно и не вписывается в нормы этапов развития. В некоторых случаях поведение ребёнка кажется нетипичным с самого рождения, в других — ребёнок развивается нормально, а затем утрачивает приобретённые навыки. Иногда педиатры игнорируют ранние признаки того или иного нарушения развития, надеясь, что ребёнок наверстает упущенное, и советуют подождать. Согласно результатам последних исследований, если родители подозревают, что с ребёнком что-то не так, то они обычно правы. Ребёнок растет и меняется каждый день. Родители должны следить за успехами в развитии ребёнка и знать о типичных признаках, соответствующих этапам этого развития. Это поможет вовремя заметить сигналы опасности и как можно раньше обратиться за помощью к специалистам.

      Каждый ребёнок развивается своими темпами, и порой трудно точно определит, когда ваш  ребёнок должен начать пользоваться теми или иными навыками. Указанные ниже этапы развития дадут вам общее представление о том, каких изменений следует ожидать по мере роста ребёнка.

  • В возрасте 3-4 месяца :

– ребёнок с интересом изучает лица окружающих и следит за движущимися предметами;
– начинает узнавать предметы и людей;
– улыбается при звуке вашего голоса;
– начинает улыбаться при общении;
– поворачивает голову на звуки

  • 7 месяцев:

— ребёнок начинает реагировать на эмоции окружающих людей;
– может находить не тщательно спрятанные предметы;
– изучает предметы при помощи рук, тянет их в рот;
– тянется к предметам, находящимся на удаленном расстоянии;
– выражает радость или недовольство голосом;
– произносит наборы звуков.

  • 12 месяцев (1 год):

– ребёнок начинает охотно подражать окружающим;
– пытается произносить больше звуков;
– становится очевидным, что ребёнок вас понимает;
– может находить спрятанные предметы;
– реагирует на «нельзя»;
– изображает простые жесты, например, может указать на предмет;
– «разговаривает» сам с собой на разные лады;
– может произносить отдельные слова: «мама», «папа», «ой»;
– реагирует на свое имя, когда к нему обращаются.

  • 18 – 24 месяца:

– ребёнок подражает поведению окружающих;
– радуется обществу других детей;
– понимает многие слова;
– находит тщательно спрятанные предметы;
– указывает на называемые картинки и предметы;
– начинает сортировать предметы по форме и цвету;
– начинает играть в простые игры с воображением;
– начинает узнавать имена знакомых ему людей и названия предметов;
– может выполнять простые поручения;
– может произносить предложения, состоящие из двух слов, например «еще печенья».

  • 3 года:

– ребёнок начинает открыто выражать нежное отношение к другим и имеет более обширный диапазон эмоций;
– может заводить механические игрушки, играть в игры с воображением;
–  сортирует предметы по форме и цвету;
– сопоставляет предметы с картинками;
– выполняет более сложные указания, состоящие из 2-3 слов;
– пользуется простыми предложениями при общении, например: «пойдём… качели… кататься»;
– правильно пользуется местоимениями («я», «ты», «меня»);
– начинает использовать множественное число («машины», «собачки»).

  • 5-6 лет:

– ребёнок овладевает всей системой родного языка и полностью усваивает обиходный словарь;
– у него появляются избирательные привязанности, возникают дружеские отношения с другими детьми;
– появляются игры по правилам, сюжетно-ролевые игры и разнообразная совместная деятельность, где дети взаимодействуют между собой.

Если что-то в поведении вашего ребёнка вызывает у вас тревогу и опасения стоит незамедлительно обратиться к специалистам, для начала это может быть участковый педиатр. Ранняя диагностика нарушений зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, нервно-психической сферы, оказание своевременной адекватной помощи и последующее сопровождение ребёнка с отклонениями в развитии имеют очень важное значение для достижения максимального эффекта в его реабилитации. Вовремя принятые меры могут привести практически к полной социализации ребёнка.

Информация о центрах

Уважаемые родители!

Обратиться за квалифицированной помощью вы можете в следующие учреждения

Центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ППМС-центрах), функционирующих на территории Ростовской области

Центральная ПМПК Ростовской области

Почтовый адрес ПМПК 8(863)264-17-92 г. Ростов-на-Дону, ул. 13-я линия, дом 23 (ЦПМПК),
Телефон 8 (863) 253-35-77
Электронная почта: ocpprik@rostobr.ru, ocpprik-opmpk@mail.ru
Сайт:  www.ocpprik.ru

МБУ центр психолого-педагогической медицинской и социальной помощи «Гармония» г.Волгодонска

Электронная почта: pprkgarmonia@mail.ru
Сайт: http://pprkgarmonia.ucoz.ru/
Интернет-приёмная    http://pprkgarmonia.ucoz.ru/index/0-3
Адрес: 347371, Ростовская область, г.  Волгодонск, пер. Западный, 5
Телефон МБУ ЦППМСП «Гармония» 8(8639) 24-54-66
Городская ПМПК Телефон 8(8639) 24-42-36

В целях создания оптимальных условий для полноценного развития и обучения детей, сохранения их психологического здоровья, оказания своевременной квалифицированной и доступной психолого-педагогической помощи учащимся с проблемами в развитии, обучении и воспитании в нашем городе  функционирует МБУ ЦППМСП «Гармония», городская психолого-медико-педагогическая комиссия.

В центр «Гармония» принимаются дети в возрасте от 3 до 18 лет, нуждающиеся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, обратившиеся за помощью самостоятельно, по инициативе родителей (законных представителей), направленные другим образовательным учреждением с согласия родителей (законных представителей):

  • с нарушениями речевого развития;
  • с нарушением эмоционально-личностной сферы;
  • с нарушениями поведения;
  • с нарушениями взаимоотношений;
  • подвергшиеся различным формам психического и физического насилия;
  • вынужденные покинуть семью, в том числе несовершеннолетние матери;
  • из семей беженцев, вынужденных переселенцев, а также пострадавшие от стихийных бедствий, терактов, техногенных катастроф и другие.

При приеме детей в центр специалисты вправе запросить документы, удостоверяющие личность ребёнка и его родителей (законных представителей), медицинскую карту ребёнка.

Основными направлениями деятельности Центра являются:

  • диагностика уровня психического, физического развития и отклонений в поведении детей;
  • психолого-педагогическое консультирование детей и их родителей (законных представителей);
  • психокоррекционная и психопрофилактическая работа с детьми;
  • психолого-педагогическая реабилитация детей и подростков;
  • проведение комплекса физкультурно-оздоровительных мероприятий;
  • психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с отклонениями в развитии, прошедших обследование на городской постоянно действующей психолого-медико-педагогической комиссии;
  • информационно-методическая помощь специалистам образовательных учреждений по основным направлениям деятельности центра.

Запись к специалистам осуществляется по телефонам: 24-54-66, 26-56-14.

ГБУСОН РО «Социально реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Волгодонска»

347380, Ростовская область, г. Волгодонск, пр. Курчатова, 28
Адрес электронной почты:  VSRC@rambler.ru
Сайт: http://aistenok61.ru/
Контактные телефоны:
8 (8639) 29-03-57 приемная (тел/факс)
8 (8639) 29-00-92 – приемное отделение
8 (8639) 29-04-62 – отделение социальной диагностики и психолого-педагогической помощи,

В структуру СРЦ входят:

— отделение социальной реабилитации (социальный приют на 35 мест)
— отделение социальной диагностики и психолого-педагогической помощи (прием педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога).

Категории семей, обслуживаемые Центром:

— неполные семьи;
— многодетные семьи;
— малообеспеченные семьи;
— семьи одиноких матерей;
— семьи с детьми-инвалидами;
— семьи беженцев и вынужденных переселенцев.

Отделение социальной реабилитации обеспечивает временное проживание детей от 3 до 18 лет из семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и в социально опасном положении.

Возможная запись по телефону 29-04-62. Время приема может быть продлено до 19-00.

Логопедическая помощь также осуществляется логопедами детских поликлиник, расположенных по адресам:

  • г.Волгодонск, ул. Гагарина 40 (контактный телефон: 8(8639) 23-99-94);
  • г.Волгодонск, ул. Советская 47(контактный телефон: 8(8639) 22-15-01).

Ресурсные центры Ростовской области

 

Региональный ресурсный центр Общеобразовательная организация Контактные данные Ссылка на сайт
Региональный ресурсный центр по сопровождению детей с ДЦП и нарушениями опорно-двигательного аппарата ГКОУ РО Волгодонская специальная школа-интернат «Восхождение»

shi_volgodonsk@rostobr.ru, консультации по телефонам: (8639) 21-25-43,

(8639) 21-25-44.

Адрес: г. Волгодонск,

ул Первомайская, 75

https://shkolainternat6.ru/resourses-centers/rrc-noda/
Региональный ресурсный центр по сопровождению детей с кохлеарной имплантацией ГКОУ РО «Ростовская специальная школа-интернат №48»

shi_rnd_48@rostobr.ru, консультации по телефону: (863) 263-31-35.

Адрес: г. Ростов-на-Дону,

ул. Суворова, 81

https://internat48.ru/
Региональный ресурсный центр по комплексному сопровождению детей с расстройствами аутистического спектра ГКОУ РО «Ростовская школа-интернат №42»

rrc.rostov.autism@mail.ru, консультации по телефонам: (863) 254-89-33, 8-9996956246. Адрес: г. Ростов-на-Дону,

ул. Леваневского, 34

http://ski42.ru/
Региональный ресурсный центр по сопровождению детей слепоглухих детей ГКОУ РО «Ростовская специальная школа-интернат №38»

school_38@mail.ru, консультации по телефонам: (863) 223-04-45,

(863) 223-18-77.

Адрес: г. Ростов-на-Дону,

пр. Стачки, 235/2

http://school-internat38.ru/
Региональный ресурсный центр по сопровождению инклюзивного образования детей с ОВЗ ГКОУ РО «Ростовская специальная школа-интернат №48»

Консультации по телефону: (863) 263-31-35.

Адрес: г. Ростов-на-Дону,

ул. Суворова, 81

https://internat48.ru/

Телефон доверия

Уважаемые родители!

Для решения любых психологических проблем, связанных с воспитанием, развитием, обучением ваших детей вы можете обратиться в Службу экстренной психологической помощи
Телефон доверия 8-800-2000-122
(бесплатно со всех телефонов, круглосуточно, анонимно, конфиденциально)

Яндекс.Метрика