Доступная среда

Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики, в том числе в части реализации Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.

Безбарьерная (доступная) среда – это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни и способствующая наиболее полному развитию способностей и максимальной интеграции инвалидов в общество.

Общая информация

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и (или) инвалидностью — это целостная система, цель которой создание оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации воспитанников. Приоритетными задачами психолого-педагогического сопровождения развития детей с ОВЗ и детей-инвалидов в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) являются:

  • обеспечение доступного, качественного и эффективного развития с учетом возможностей детей.
  • создание для ребёнка эмоционально благоприятного микроклимата в группе, при общении с детьми педагогическим персоналом.
  • учет индивидуальных особенностей развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления.
  • оказание помощи детям, нуждающимся в особых обучающих программах, специальных формах организации их деятельности.
  • повышение психологической компетентности воспитателей, родителей по вопросам воспитания и развития ребёнка.
  • осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ и детям-инвалидам с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
  • создание условий для освоения детьми с ОВЗ образовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении.

Под психолого-педагогическим сопровождением ребёнка с ОВЗ или инвалидностью можно понимать комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребёнку и его родителям в решении задач, связанных с развитием, обучением, воспитанием, социализацией со стороны специалистов различного профиля, действующих согласованно.

Сопровождение осуществляется следующими специалистами: воспитатели, педагог-психолог, инструктор физической культуры, музыкальный руководитель, медицинский работник.

Для каждого ребёнка с ОВЗ и инвалидностью составляется и реализуется Индивидуальная программа психолого-педагогической реабилитации и абилитации, которая включает в себя индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия, индивидуальные и групповые консультации родителей.

 Численность детей с ОВЗ и инвалидностью  в МБДОУ ДС «Росинка» г.Волгодонска

Общее количество детей в МБДОУ Дети-инвалиды Дети с ОВЗ
193 Абсолютное количество % Абсолютное количество %
0 0 1 1,9

Сопровождение детей с ОВЗ и инвалидностью в Дошкольном образовательном учреждении осуществляется строго в соответствии с нормативно-правовыми документами.

Ссылки на разделы сайта Минобразования Ростовской области с нормативно-методической документацией:

Информация о наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

Общежитие и интернатные группы в структуре МБДОУ не предусмотрены.


Специально оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

В МБДОУ имеются следующие объекты для проведения практических занятий:

  • 9 групповых помещений
  • 1 кабинет педагога-психолога

Кабинет педагога-психолога:

  • оборудование и дидактические пособия для осуществления психического развития и коррекционной работы
  • настольно-печатные игры и пр.

Музыкально-физкультурные залы:

  • оборудование для музыкальных игр-драматизаций
  • кукольные театры
  • атрибуты для игр
  • детские музыкальные инструменты
  • стандартное и нестандартное оборудование и спортивный инвентарь, необходимые для ведения физкультурно-оздоровительной работы: массажные мячи, набивные мячи, массажные дорожки, детские тренажеры, балансиры, мягкие спортивные модули, батут

Групповые помещения и на прилегающих территориях:

  • оборудование, игрушки и материалы для разнообразных сюжетно-ролевых и дидактических игр
  • куклы разного пола и размера
  • кукольная мебель, посуда, одежда
  • наборы для игры в доктора, парикмахера, магазин и пр.
  • детали костюма и атрибуты, помогающие принять и удерживать игровую роль
  • транспортные игрушки
  • настольно-печатные игры
  • дидактические игры разных видов, адекватные возрасту
  • игрушки-животные с привлекательной внешностью
  • развивающие игры: лото, шашки, шахматы, домино, пазлы, конструкторы и пр.
  • оборудование для изобразительной, музыкальной, театрализованной, речевой деятельности: музыкально-дидактические игры и пр.


Обеспечение беспрепятственного доступа в здание образовательной организации

Имеется кнопка вызова персонала, обеспечивающая доступ инвалиду или лицу с ОВЗ в здание МБДОУ ДС «Росинка» г.Волгодонска.

Специальные условия питания

Основными принципами организации рационального питания детей является: обеспечение детского организма необходимыми продуктами для его нормального роста. Питание детей организуют в групповых помещениях. Организация рационального питания детей в ДОУ осуществляется в соответствии с требованиями СанПиН 2.3/2.4.3590-20 от 27.10.2020 №32. Питание детей от 2 до 3 лет и от 3 до 7 лет различается по количеству основных пищевых веществ, суточному объему рациона, величине разовых порций и кулинарной обработкой

В детском саду имеется примерное 10-дневное меню, утвержденное заведующим ДОУ, технологические карты блюд, где указаны раскладка, калорийность блюда, содержание в нем белков, жиров, углеводов. Использование таких карт позволяет легко подсчитать химический состав рациона и при необходимости заменить одно блюдо другим, равноценным ему по составу и калорийности.

Отдельное меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ не предусмотрено.

Дети-инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в ДОУ оборудованием.

МБДОУ ДС «Росинка» введён в действие 26.05.2008 года. Здание общей площадью 2363 кв.м., предназначено для проведения образовательной деятельности детей дошкольного возраста. Тип основного здания: отдельно стоящее двухэтажное, блочное. Состояние здания удовлетворительное. Состояние систем водоснабжения, канализации, энергоснабжения и электропроводки, отопления (имеется акт прессовки), вентиляции — исправное. На территории учреждения установлено: 11 веранд, 11 песочниц и другие малые игровые формы с учетом возраста детей. Благоустроена природная среда, культурный ландшафт.

Педагогический процесс обеспечен разнообразным наглядным и дидактическим материалом, методическими пособиями и разработками. Имеется музыкальный зал, бассейн, кабинет педагога-психолога. методический и медицинский кабинеты.

Развивающая предметная среда групповых помещений здания дошкольного учреждения, соответствует норме и содержанию образовательного процесса.

В каждой возрастной группе созданы условия для самостоятельного активного и целенаправленного действия детей во всех видах деятельности: игровой, двигательной, театрализованной, художественно-эстетической, конструктивной.

Пространство групп организовывается в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки», «площадки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям.

Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Оснащение уголков (центров) меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. В качестве центров развития выступают:

  • уголок для сюжетно-ролевых игр;
  • уголок ряжения (для театрализованных игр);
  • книжный уголок;
  • зона для настольно-печатных игр;
  • выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и т. д.);
  • уголок природы (наблюдений за природой);
  • спортивный уголок;
  • уголок для игр с песком;
  • уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей — конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.;
  • игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики ,тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства;
  • игровой уголок (с игрушками, строительным материалом).

Работа по совершенствованию развивающей среды проводится в соответствии с перспективным планом развития по всем возрастным группам. Организация и расположение предметов развивающей среды осуществляются педагогами рационально, логично и удобно для детей. Она отвечает возрастным особенностям и потребностям детей.

Предметно-пространственная среда отвечает художественно-эстетическим требованиям. Расположение мебели, игрового и другого оборудования отвечает требованиям техники безопасности, санитарно-гигиеническим нормам, физиологии детей, принципам функционального комфорта, а также позволяет детям свободно перемещаться.

Библиотека, приспособленная для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

В МБДОУ отсутствует отдельное помещение, отведенное под библиотеку. Книжный фонд, который имеется в дошкольном учреждении, располагается в методическом кабинете и в групповых помещениях.

Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

В детском саду созданы все условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. Для этого оборудованы музыкально-физкультурные залы, в которых проводятся утренняя гимнастика, непосредственно-образовательная деятельность, физкультурные досуги, праздники и развлечения. Прогулочные площадки каждой возрастной группы оборудованы игровым и спортивным комплексом.

Специальные условия охраны здоровья

Санитарно-гигиеническое состояние МБДОУ соответствует требованиям СанПин 2.4.3648-20. Световой, воздушный и питьевой режимы соблюдаются. Имеются медицинские кабинеты, оборудованные в соответствии с нормативными требованиями. Охрана здоровья осуществляется в полном соответствии с нормативными актами РФ. Весь педагогический состав ежегодно проходит инструктаж по оказанию первой медицинской помощи.

Воспитательно-образовательный процесс направлен на физическое развитие дошкольников, созданы оптимальные условия пребывания детей, комплекс оздоровительных мероприятий зависит от времени года, так же существует комплекс мероприятий, направленный на снижение заболеваемости детей (кварцевание, проветривание, занятия физической культурой, закаливание, витаминотерапия, ежедневная утренняя гимнастика, организация прогулок на свежем воздухе, поддержание температурного режима, просветительская работа с родителями).

— Медицинский кабинет, процедурный кабинет, изолятор. Данные помещения используются для осуществления анализа заболеваемости детей, осмотра детей врачом-педиатром, врачами-специалистами, плановых прививок, сезонной вакцинации, а также изоляции заболевших детей. В распоряжении медсестры компьютер, ростомер, медицинские весы, кварцевый облучатель, таблицы для определения остроты зрения, плантограф, аптечка первой медицинской помощи и многое другое.

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, воспитанники МБДОУ не имеют.

— Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам не предусматривается.

Услуги ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь не предоставляются.

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В нашем детском саду имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

  • мультимедийная установка (проектор, экран, ноутбук), переносная мультимедийная установка;
  • музыкальные центры (музыкальный, спортивные залы);
  • магнитофоны (в каждой возрастной группе)

«Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья»

Имеется кнопка вызова персонала, обеспечивающая доступ инвалиду или лицу с ОВЗ в здание МБДОУ ДС “Росинка” г.Волгодонска.

Подъемники и другие приспособления отсутствуют.

 Паспорт доступности материально-технической базы для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

Отдельное меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ не предусмотрено.

У воспитанников ДОУ нет доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, электронным образовательным ресурсам.

Яндекс.Метрика