Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса

МБДОУ ДС «Росинка» введён в действие 26.05.2008 года. Здание общей площадью 2363 кв.м., предназначено для проведения образовательной деятельности детей дошкольного возраста. Тип основного здания: отдельно стоящее двухэтажное, блочное. Состояние здания удовлетворительное. Состояние систем водоснабжения, канализации, энергоснабжения и электропроводки, отопления (имеется акт прессовки), вентиляции — исправное. На территории учреждения установлено: 11 веранд, 11 песочниц и другие малые игровые формы с учетом возраста детей. Благоустроена природная среда, культурный ландшафт.

Педагогический процесс обеспечен разнообразным наглядным и дидактическим материалом, методическими пособиями и разработками. Имеется музыкальный зал, бассейн, кабинет педагога-психолога. методический и медицинский кабинеты.

Материально-технические условия образовательного процесса

Помещение

 

Вид деятельности,

процесс

Участники

 

Групповая комната

·         Утренняя гимнастика Музыкальный руководитель,  воспитатели, дети всех возрастных групп
·         Праздники,
·         развлечения,
·         концерты

 

Музыкальный руководитель, воспитатели, родители, дети всех возрастных групп, театральные коллективы города и региона
·         Организация дополнительных образовательных услуг (кружки) Музыкальный руководитель, воспитатели, дети дошкольного возраста
·         Театральная деятельность  Музыкальный руководитель, воспитатели, дети всех возрастных групп
·         Спортивные праздники,
·         развлечения,
·         досуги
 Воспитатели, дети всех возрастных групп, родители
·         Родительские собрания и прочие мероприятия для родителей Педагоги, родители, дети

·         Непосредственная образовательная деятельность по образовательным областям «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,

·         сюжетно – ролевые игры
·         самообслуживание
·         трудовая деятельность
·         самостоятельная творческая деятельность
·         игровая деятельность

Дети, педагоги

 

Спальня

·         Дневной сон,
·         гимнастика после сна
·         закаливающие процедуры

Дети, воспитатели,

Младший воспитатель

 

Приёмная

·         Информационно – просветительская работа с родителями,
самообслуживание детей
Дети, родители

 

Медицинский

    кабинет

·         Осуществление медицинской помощи
·         Профилактические мероприятия.
·         Медицинский мониторинг (антропорметрия и т.п.)
Медсестра, врач-педиатр
Кабинет педагога-психолога

·         Психологическое просвещение   родителей и педагогов,

·         психолого — педагогические наблюдения коррекционная работа с детьми

Педагог-психолог, дети, родители, педагоги
Методический кабинет ·         Осуществление методической помощи педагогам,
·         организация консультаций для педагогов и родителей

 

Старший воспитатель, Педагоги, родит ели
Музыкальный зал ·         НОД – по физической культуре и музыкальной деятельности.
·         организация досугов, праздников, соревнований и др.
·         организация педагогических советов, родительских собраний
Музыкальный руководитель, и др.участники педагогического процесса

      Развивающая предметная среда групповых помещений здания дошкольного учреждения, соответствует норме и содержанию образовательного процесса.

В каждой возрастной группе созданы условия для самостоятельного активного и целенаправленного действия детей во всех видах деятельности: игровой, двигательной, театрализованной, художественно-эстетической, конструктивной.

Пространство групп организовывается в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки», «площадки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям.

Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Оснащение уголков (центров) меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. В качестве центров развития выступают:

  • уголок для сюжетно-ролевых игр;
  • уголок ряжения (для театрализованных игр);
  • книжный уголок;
  • зона для настольно-печатных игр;
  • выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и т. д.);
  • уголок природы (наблюдений за природой);
  • спортивный уголок;
  • уголок для игр с песком;
  • уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей — конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.;
  • игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики ,тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства;
  • игровой уголок (с игрушками, строительным материалом).

Работа по совершенствованию развивающей среды проводится в соответствии с перспективным планом развития по всем возрастным группам. Организация и расположение предметов развивающей среды осуществляются педагогами рационально, логично и удобно для детей. Она отвечает возрастным особенностям и потребностям детей.

Предметно-пространственная среда отвечает художественно-эстетическим требованиям. Расположение мебели, игрового и другого оборудования отвечает требованиям техники безопасности, санитарно-гигиеническим нормам, физиологии детей, принципам функционального комфорта, а также позволяет детям свободно перемещаться.

 Организация питания

Основными принципами  организации рационального питания детей является: обеспечение детского организма необходимыми продуктами для его нормального роста. Питание детей осуществляется в групповых помещениях. Организация рационального питания детей в детском саду осуществляется в соответствии с требованиями действующих СанПиН .

Питание детей от 2 до 3 лет и от 3 до 7 лет различается по количеству основных пищевых веществ, суточному объему рациона, величине разовых порций и кулинарной обработкой.

В детском саду имеется примерное  10-дневное меню, утвержденное заведующим ДОУ, технологические карты блюд, где указаны раскладка, калорийность блюда, содержание в нем белков, жиров, углеводов. Использование таких карт позволяет легко подсчитать химический состав рациона и при необходимости заменить одно блюдо другим, равноценным ему по составу и калорийности.

Бракераж готовой продукции проводится специально созданной комиссией перед каждой выдачей пищи с оценкой вкусовых качеств. При этом осуществляется регулярный медицинский контроль за условиями хранения продуктов и сроками реализации, санитарно-эпидемиологический контроль за работой пищеблока и организацией обработки посуды. Медицинская сестра систематически контролирует закладку продуктов, технологию приготовления и качество пищи, выдачу пищи с пищеблока по группам и объем блюд. Нормы по обеспечению  детей основными продуктами питания выполняются на 100 %.

В течение года выполнялось строгое соблюдение санитарно-гигиенических требований, выполнение режима питания.

Выполнение норм основных продуктов осуществляется благодаря грамотному составлению рациона питания:

— выдерживается достаточное обеспечение калорийности и содержания всех жизненно важных пищевых компонентов;

— используется максимально возможное разнообразие рациона;

— проводится адекватная технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд;

— пища, приготовленная на пищеблоке,  всегда имеет хорошие вкусовые качества и привлекательный внешний вид.

Организация питьевого режима:

— питьевой режим в детском саду проводится в соответствии с требованиями — питьевая вода доступна воспитанникам в течение всего времени нахождения в саду. Ориентировочные размеры потребления воды ребенком зависят от времени года, двигательной активности ребенка. При питьевом режиме используется бутилированная вода, качество которой подтверждается сертификатами.

Оптимизация производственного контроля:

В учреждении соблюдаются все санитарные требования к состоянию:

  • помещений пищеблока;
  • к поставляемым продуктам питания;
  • к транспортировке, хранению продуктов;
  • к приготовлению и раздаче блюд;
  • к личной гигиене работников пищеблока;
  • к организации приема пищи детьми в группах,

обеспечивается контроль санитарно-гигиенической безопасности питания, систематически проводится контроль за качеством питания.

При  организации здорового питания в ДОУ:

  • учитываются индивидуальные особенности детей (в том числе непереносимость ими отдельных продуктов и блюд);
  • соблюдается оптимальный режим питания;
  • проводится работа по формированию у детей навыков культуры питания;
  • строго соблюдается принципы разработанного меню;
  • проводится разъяснительная работа, как с сотрудниками учреждения, так и с родителями по введению новых блюд;
  • в информационных стендах регулярно отражаются вопросы здорового питания.

Библиотека, приспособленная для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

В МБДОУ отсутствует отдельное помещение, отведенное под библиотеку. Книжный фонд, который имеется в дошкольном учреждении, располагается в методическом кабинете и в групповых помещениях.

Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

В детском саду созданы все условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. Для этого оборудованы музыкально-физкультурные залы, в которых проводятся утренняя гимнастика, непосредственно-образовательная деятельность, физкультурные досуги, праздники и развлечения. Прогулочные площадки каждой возрастной группы оборудованы игровым и спортивным комплексом.

Специальные условия охраны здоровья

Санитарно-гигиеническое состояние МБДОУ соответствует требованиям СанПин 2.4.3648-20. Световой, воздушный и питьевой режимы соблюдаются. Имеются медицинские кабинеты, оборудованные в соответствии с нормативными требованиями. Охрана здоровья осуществляется в полном соответствии с нормативными актами РФ. Весь педагогический состав ежегодно проходит инструктаж по оказанию первой медицинской помощи.

Воспитательно-образовательный процесс направлен на физическое развитие дошкольников, созданы оптимальные условия пребывания детей, комплекс оздоровительных мероприятий зависит от времени года, так же существует комплекс мероприятий, направленный на снижение заболеваемости детей (кварцевание, проветривание, занятия физической культурой, закаливание, витаминотерапия, ежедневная утренняя гимнастика, организация прогулок на свежем воздухе, поддержание температурного режима, просветительская работа с родителями).

— Медицинский кабинет, процедурный кабинет, изолятор. Данные помещения используются для осуществления анализа заболеваемости детей, осмотра детей врачом-педиатром, врачами-специалистами, плановых прививок, сезонной вакцинации, а также изоляции заболевших детей. В распоряжении медсестры компьютер, ростомер, медицинские весы, кварцевый облучатель, таблицы для определения остроты зрения, плантограф, аптечка первой медицинской помощи и многое другое.

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, воспитанники МБДОУ не имеют.

— Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам не предусматривается.

Услуги ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь не предоставляются.

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В нашем детском саду имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

  • мультимедийная установка (проектор, экран, ноутбук), переносная мультимедийная установка;
  • музыкальные центры (музыкальный, спортивные залы);
  • магнитофоны (в каждой возрастной группе)

«Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья»

Имеется кнопка вызова персонала, обеспечивающая доступ инвалиду или лицу с ОВЗ в здание МБДОУ ДС “Росинка” г.Волгодонска.

Подъемники и другие приспособления отсутствуют.

 Паспорт доступности материально-технической базы для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

Отдельное меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ не предусмотрено.

У воспитанников ДОУ нет доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, электронным образовательным ресурсам.

Практические занятия проходят в группах,  спортивном зале,  музыкальном зале и кабинете  психолога.

Объекты спорта:

Спортивный зал оснащен оборудованием и спортивным инвентарем для развития двигательной активности детей, как стандартным, так и нестандартным. Все оборудование соответствует педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям. В спортивном зале имеются пособия для выполнения физических упражнений, развития основных движений, профилактики нарушений осанки и плоскостопия, спортивных игр и упражнений. В зале проводится физкультурная непосредственно образовательная деятельность по погруппам, утренняя гимнастика, спортивные развлечения, досуги. Спортивный зал для удобства и координации физкультурно-оздоровительной работы работает по специально утвержденному графику.

Средства обучения и воспитания в ДОУ:

 

Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы ДОУ. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.

Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

 

Имеющиеся в ДОУ  средства обучения:

  • печатные (учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.);
  • аудиовизуальные (слайды);
  • наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
  • демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные)
  •  спортивные снаряды, мячи и т.п.

Идеальные средства обучения – это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют педагоги и дети для усвоения новых знаний.

Материальные средства обучения – это физические объекты, которые используют педагоги и дети для детализированного обучения.

 

Наглядные пособия классифицируются на три группы:

  • Объемные пособия (модели, коллекции, приборы и т.п.);
  • Печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы, мнематаблицы)
  • Проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т.п.)
  • Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы).

Принципы использования средств обучения:

  • учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
  • гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
  • учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);
  • сотворчество педагога и обучающегося;
  • приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.

Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.

Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках НОД по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов.

Предметно-развивающая среда создана с учетом интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование могут использоваться и в ходе реализации других областей. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка.

Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.

Яндекс.Метрика